Детский сад "Солнышко"                         АО "ЦСМЗ"

СТРАНИЧКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА


Консультация для родителей

Детские эмоции - это важно!

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Они помогают ему приспосабливаться к различным жизненным ситуациям, являются своеобразным посылом окружающим взрослым о его физическом и психическом состоянии, побуждают ребёнка к деятельности и влияют на накопление его жизненного опыта. Родителям важно помочь ребёнку разобраться в столь сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для выражения своих мыслей, развивать способность управлять свои чувствами.
Приоритетным в этой сложной “родительской работе” является принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, забота о его эмоциональном благополучии.

Как понять, что ребёнку нужна ваша помощь?

- У ребёнка часто случаются истерики и при этом ему сложно успокоиться самостоятельно.
- Ребёнок проявляет агрессию в отношении окружающих.
- Ребёнок с трудом вступает в контакт с новыми людьми.
- Часто тревожится по разным поводам и испытывает множество страхов.
- Ребёнок не любит и избегает общения со сверстниками.

Что нельзя и, что нужно делать?

Эмоции нужно принимать Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: “Нечего тут бояться”, “Мальчики не плачут” и т. п. Этими словами мы отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: “Нельзя злиться” и т.п. Эмоции нужно анализировать.

Анализируйте эмоции вместе с ребёнком.

Важно, чтобы ребёнок осознавал, что с ним происходит и почему он испытывает ту или иную эмоцию. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать. О своих чувствах нужно говорить Очень важно научить ребёнка говорить о своих чувствах вербально. Для этого вы сами должны говорить о своих чувствах ребёнку даже если они не самые приятные. Через это ребёнок учится быть внимательным к эмоциональному состоянию другого человека и говорить о своих чувствах. Здесь очень важна искренность в общении.



Консультация для родителей

Адаптация в детском саду

Процесс адаптации ребенка к детскому саду следует производить постепенно:
1. Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Подобнее расскажите ему о детском садике, сводите его туда. Чтобы он узнал, что это такое и у него сложилось собственное представление о нем.
2. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки.
3. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас.
4. Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица могут только навредить ребенку, вызвать у него тревогу и мысли что с ним здесь может что-то случиться, отчего он не будет вас отпускать.
5. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, пусть игрушка ежедневно ходит с ним и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходит в детском саду, таким образом, вы узнаете многое о том, как проходит процесс адаптации ребенка к детскому саду.
По материалам книги: Аллан Фромм «Азбука для родителей»
Совет первый – неполный день
Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время в саду увеличивайте постепенно.
Совет второй – Правила личной гигиены
Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касаются личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.
Совет три – еда
Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет. Ест ли ребенок сам? Уверенно пользуется ложкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом.
Совет четыре – сон
Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложить. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости.
Совет пять – одежда
Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее – чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.
Совет шесть – игрушки
Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только те игрушки, с которыми он готов поделиться, и пропажа или порча которых не вызовет бурю слез. Помните, сейчас идет адаптация к детскому саду, это и так тяжело для вашего ребенка и лишние потрясения ему совсем ни к чему.
Совет семь – расставание
Расставание с мамой – для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.
Совет восемь – никогда не обманывайте ребенка
Обман – даже если у вас изменились планы – может стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание – лучше забрать ребенка раньше без предупреждения – это станет для него приятным сюрпризом.

Консультация для родителей

Кризис - 7 лет!

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, а также адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
1. не выполняет просьбы, не слушается;
2. капризничает, упрямится;
3. выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
4. не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
5. пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
6. осознанно поступает наперекор взрослым;
7. обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
8. подвержен перепадам настроения.
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Как справляться

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
1. разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
2. критиковать не личность, а действия;
3. аргументировать отказы и замечания;
4. учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
5. разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
6. оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
7. составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
8. поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться.
Не следует:
1. повышать голос;
2. наказывать физически;
3. сравнивать с другими;
4. критиковать в присутствии других;
5. относится к ребенку как к собственности;
6. критиковать действия учителя;
7. нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
8. переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
9. игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.